В соответствии с обращением ГО ЧС учёными лаборатории геофизики криогенеза института природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН выполнено освидетельствование последствий оползня на 17-ом километре Федеральной автомобильной дороги (ФАД) Чита-Хабаровск, в результате которого установлено:
— оползень сформировался в результате паводка, произошедшего за счет длительных атмосферных осадков:
— оползень представлен песчано-пылеватым грунтом однородного состава с нагорной стороны ФАД длинного (более 500м) крутого (более 350) склона естественного рельефа северо-западной экспозиции
(Фото 1)
покрытого смешанным лесом (сосна, берёза, кустарник) и обрушением песчано-пылеватых грунтов дорожной насыпи ФАД, а также естественного рельефа с подгорной стороны склона крутизной более 70-750.
(Фото 2)
По определению академика Квидо Заруба, оползень ‘Это резкое смещение горных пород, при котором перемещающиеся массы отделены от монолитного основания видимой поверхностью скольжения’.
Визуально положение линии скольжения оползня определяется в пределах нижней части слоя сезонного промерзания грунта (либо кровли многолетнемёрзлого грунта, в случае его наличия), т.е . на глубине 2-3 м. Глубина размыва грунта водой по оси оползня увеличивается сверху низ до 3 м.
(Фото 3)
(Фото 4)
Осмотр конструктивных элементов ФАД показал:
— асфальтовое дорожное покрытие существенных повреждений не имеет;
— кювет с нагорной стороны разрушен (Фото1);
— откос дорожной насыпи с нагорной стороны разрушен (Фото 1);
— откос дорожной насыпи и его основание с подгорной стороны обрушены (Фото3);
— обочина и бровка дорожной насыпи разрушены (Фото 3);
— на участках дорожной насыпи прилегающих к флангам обрушения отмечаются трещины (Фото 4) длиной около 20-30 м, шириной до 40 мм, свидетельствующие о смещении вниз грунтов дорожной насыпи (явный признак наличия риска обрушения);
— водопропускная труба, расположенная западнее аварийного участка, работает в штатном режиме.
Предложены рекомендации по организации работ направленных на восстановление движения на 17-м километре ФАД.