«БАЙКАЛЬСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ»
Решение научного семинара
«Восточный вектор России: шанс для ‘зеленой’ экономики’ в природно-ресурсных регионах».
Байкал, Малое море, 28-31.07.2015
Институт географии им. В.Б.Сочавы СО РАН, Институт природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН, Российское общество экологической экономики, Иркутское областное отделение Русского географического общества, Забайкальский государственный университет при поддержке Фонда Эберта (Германия) с 28 по 31 июля провели научный семинар «Восточный вектор России: шанс для ‘зеленой’ экономики’ в природно-ресурсных регионах».
Тематика семинара охватывала следующие вопросы:
Проблемы «зеленого роста» в условиях природно-ресурсной ориентации экономики Пространственная дифференциация социально-экономического развития России Инновации и «зеленая» экономика» Благосостояние и ресурсная рента «Зеленый рост» в Сибири и на Дальнем Востоке: взаимодействие государства и бизнеса «Зеленая’ экономика и экосистемные услуги Адаптация хозяйственных систем к изменению климата
В работе семинара приняли участие представители институтов, объединяемых ФАНО РФ (Института географии им. В.Б.Сочавы СО РАН, Института природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН, Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, Института экономических исследований ДВО РАН, Института водных и экологических проблем ДВО РАН, Тихоокеанского института географии ДВО РАН), вузов России (МГУ им. Ломоносова, Забайкальского государственного университета, Новосибирского университета путей сообщения), Университета им. Гумбольта в Берлине, Европейского Центра экономических исследований в Маннгейме (Германия), консалтингового центра АНО «Эколайн», а также ио заместителя губернатора Иркутской области Л.И.Забродская и научный руководитель ИНЦ СО РАН акад. И.В.Бычков.
Участники семинара представили 22 доклада, прошли также дискуссии на темы:
Почему в России «буксует» «зеленая экономика»? Механизмы стимулирования технологических и экологических инноваций в ресурсопользовании: что приемлемо для России? Как избежать экологического демпинга в экспортно-ориентированной ресурсной экономике? Байкальский регион- Сибирь или Дальний Восток? «Зеленая экономика» и институциональная трансформация в России: какие институты нужны для ‘зеленого роста’? Нужны ли особые условия для восточных регионов России в контексте целей ‘зеленой экономики’?
Исходной методологической основой для обсуждений стала концепция «зеленой экономики», которая определяется как организация хозяйственной деятельности человечества, повышающая благосостояние людей, обеспечивающая социальную справедливость и при этом существенно снижающая риски для окружающей среды и ее деградации. Принципиально важными ее чертами являются: эффективное использование природно-ресурсного потенциала, его сохранение и увеличение; неуклонное снижение всех видов негативного воздействия, в том числе загрязнений; предотвращение утраты экосистемных услуг и биоразнообразия; инновационный характер экономической динамики, рост доходов и занятости; кардинальное снижение бедности.
В докладах и дискуссиях обсуждались научные подходы к разработке механизмов переориентации экологической и экономической политики в направлении «зеленой экономики», инструментов стимулирования «зеленого роста» и эко-инноваций, инвестиционные, бюджетные и налоговые аспекты проблемы, вопросы обеспечения «экосистемных услуг», эффективность управления природными ресурсами в недропользовании, лесопользовании и транспортной отрасли, а также проблема качества институтов государственного управления в контексте экологической устойчивости.
«Восточный вектор» развития России несет в себе большой позитивный потенциал. При разумном сочетании экологических и экономических интересов общества он может стать серьезным фактором развития регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока, которые за годы реформ не смогли преодолеть исторически сложившегося отставания от среднероссийского уровня по основным социально-экономическим показателям. Однако уже накопленный опыт этих регионов в процессах трансграничного сотрудничества в восточном направлении со всей очевидностью демонстрирует, что вместе с перспективами возникают и серьезные риски. Кроме того, возникают риски «новой реальности»: происходит снижение доходов и платежеспособного спроса, сжатие сектора рыночных услуг, сокращение занятости в бюджетном секторе, существенное сокращение инвестиций, и шансы для «зеленой экономики» необходимо взвешивать с учетом этих факторов.
Участниками семинара были отмечены следующие основные проблемы и намечены направления их решения.
1. Для движения в сторону «зеленой» экономики следует уделить внимание методологическим аспектам в вопросах:
— единообразия и единого толкования терминов «зеленой» экономики, их сопоставления и гармонизации с уже используемыми терминами в рамках концепции устойчивого развития и в российской экологической практике;
— разработки системы индикаторов измерения отдельных аспектов в ключевых секторах «зеленой» экономики;
— идентификации наиболее значимых индикаторов для оценки экосистемных услуг, предельной техногенной нагрузки и экологической емкости;
— уточнения системы экологических нормативов, пересмотра допустимых уровней антропогенного воздействия с учетом эколого-географических особенностей.
2. Необходима трансформация институциональной среды: институты должны быть нацелены на решение задач перехода к «зеленой экономике». Инструментами для этих целей могут служить: расширение практики применения экономических механизмов сохранения биоразнообразия, платы за экосистемные услуги; государственная поддержка экологически ориентированных видов деятельности и развития средозащитной инфраструктуры за счет совершенствования нормативной правовой базы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
3.Минерально-сырьевой сектор России характеризуется значительным нарастанием экологических проблем, связанных с освоением новых, более сложных по горно-техническим условиям месторождений. Стремительно возрастает актуальность вывода истощенных объектов и закрытия экологически опасных производств. В то же время регулирование деятельности недропользователей исключительно в формате рассмотрения и утверждения проектных документов, рассчитанных на весь период окупаемости инвестиций, не позволяет своевременно вносить необходимые изменения и уточнения, в том числе по вопросам экологического характера. Решение возникающих проблем видится не только на пути технологической модернизации, но и в расширении полномочий регионального уровня в вопросах мониторинга и регулирования деятельности компаний минерально-сырьевого сектора России.
4. Во многих лесных регионах России и даже в Сибири и на Дальнем Востоке уже наблюдается истощение экономически доступных лесных ресурсов, несмотря на формальное недоиспользование расчетной лесосеки. Поэтому значительное увеличение объемов рубок там невозможно и экологически опасно. Представление о том, что для повышения эффективности ЛПК необходимо обязательно создавать крупные предприятия, производить масштабные рубки объемом в миллионы кубометров на обширных участках в сотни тысяч гектаров и привлекать для этого возможно более крупных инвесторов, нельзя считать верным. Расчеты показывают, что по эффективности лучших результатов достигают регионы с относительно небольшими объемами лесозаготовок.
Чрезмерная централизация неспособна создавать адекватные стимулы для развития регионального лесопользования. Меры государственной политики в области лесопользования не учитывают высокую степень региональных различий, Они дали определенные положительные результаты, преимущественно в европейской части страны, но оказались недостаточно эффективными для регионов, где географические и инфраструктурные условия способствуют развитию экспорта необработанной древесины и пиломатериалов первичной переработки. В российском лесном секторе необходимо создавать институциональные и инфраструктурные условия для развития малоэтажного деревянного домостроения, а также для создания лесных плантаций на новой технологической основе.
5. Позитивный потенциал «восточного вектора» имеет высокие шансы для реализации в области альтернативной энергетики, если будет инициирована разработка российско-китайских партнерских программ для создания индустрии производства и системы распространения солнечных и ветровых электрогенераторов различной мощности. Это позволить сделать серьезный шаг в направлении «зеленой экономики» и существенно снизить негативное антропогенное воздействие на экосистемы, а также снизить совокупные издержки энергообеспечения на востоке России.
6.Важно, чтобы инструменты управления процессами трансграничного сотрудничества стимулировало «зеленый», а не «коричневый» рост экономики регионов. Результативным инструментом для этих целей может стать сравнительно новая институциональная форма, призванная решать задачу прогнозирования долгосрочных последствий и выбора лучших альтернатив, получившая название Стратегической экологической оценки (СЭО; Strategic Environmental Assessment (SEA)).
7. Только коренной перелом в восточной региональной политике государства с приоритетом «зеленых технологий», с сознательным использованием совокупности адаптивных способов и методов организации хозяйственной деятельности, с учетом особой экологическо-ресурсной роли и стратегического значения востока России, может реализовать высокие потенциальные возможности «восточного вектора» развития. Приоритетным решения этих задач на востоке России является децентрализация системы управления и бюджетных ресурсов, а также федеральная программа финансирования полимагистральных коридоров.
Участники семинара выражают глубокую благодарность организаторам семинара, в особенности Фонду Эберта, за проведение важного и результативного научно-практического мероприятия.