И.П. Глазырина, Л.М. Фалейчик, А.А. Фалейчик
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И РОЛЬ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ
Статья посвящена изучению инвестиционных потоков и их влиянию на диверсификацию региональных экономик восточных субъектов Российской Федерации в условиях новых институциональных стимулов, созданных в рамках государственной политики на Дальнем Востоке после 2013 года. Рассматривается динамика прямых иностранных инвестиций (ПИИ), в том числе в разрезе основных отраслей, и ее связь с темпами экономического роста. Исследование выполнено на основе открытой официальной статистической информации с сайтов Федеральной службы государственной статистики и Банка России с использованием ГИС-технологий, сравнительного и корреляционного анализа. В распределении потоков ПИИ по видам экономической деятельности используется классификация Банка России, соответствующая методологии Международной стандартной отраслевой классификации ООН (ISIC4) и ее европейского эквивалента (NACE2).
Расчеты показали, что если между подушевыми инвестициями из всех источников и скоростью экономического роста в регионах на Востоке России наблюдается некоторая регрессионная связь, то корреляция между объемом ПИИ и ростом ВРП практически отсутсвует. Новые инструменты
государственной политики, направленные на привлечение ПИИ, в рассматриваемый период не внесли существенного вклада в диверсификацию экономики восточных регионов. В большинстве регионов основная часть этих инвестиций направлялась в минерально-сырьевой сектор. Доли ПИИ, направляемых в обрабатывающую промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговлю, деятельность гостиниц и ресторанов, индустрию развлечений, с 2015 г. составляли, как правило, не более 1% от общероссийских значений в соотвествующих отраслях. Нет оснований полагать, что к настоящему времени ПИИ, стимулы для которых призваны были создать новые дальневосточные институты, внесли существенный вклад в развитие современной высокотехнологичной экономики в восточных регионах. «Дальневосточная» институциональная трансформация не изменила «экстрактивного» характера экономических (и политических) институтов. Экономические преференции для востока страны в некоторой степени способствуют привлечению инвестиций, однако преимущественно только в условиях поддержки из федерального бюджета и госгарантий. Авторы полагают, что на первый план выходит задача постепенной трансформации институтов в сторону повышения их «инклюзивности». Интеграция на уровне регионов инвестиционной политики и политики поддержки предпринимательства может стать существенным шагом на этом пути, если дальневосточные институты развития будут «переформатированы» для решения такой задачи, обеспечивая необходимые ресурсы.
Ознакомиться полностью с копией статьи на русском языке можно по ссылке, а с версией статьи на английском языке — на сайте издательства.